Семь из десяти россиян знают о реализуемых в стране
национальных проектах. Больше всего люди осведомлены о таких
направлениях, как «Демография» и «Здравоохранение», а лидером по
конкретным мерам остаётся материнский капитал, о нем знают
практически все.
Всероссийский центр изучения общественного мнения
(ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса об отношении
россиян к реализации национальных проектов.
О нацпроектах в целом…
Национальные проекты России — это масштабные программы,
направленные на достижение значимых изменений в различных сферах
общественной жизни, улучшение качества жизни граждан и укрепление
позиций страны в глобальной перспективе. Декабрьский замер ВЦИОМ
показал, что информированность россиян о национальных проектах
остается неизменной в течение последнего года: в среднем о них
известно 73% наших сограждан, неизвестно 26% (аналогичные цифры
были получены в прошлом году и в августовском замере этого года).
По всей видимости, уровень информированности достиг «плато»,
несмотря на возможные изменения в освещении проектов или запуск
новых инициатив. Иначе говоря, достигнут предел охвата аудитории
при текущих коммуникационных усилиях.
… и в частности
Возглавили рейтинг наиболее узнаваемых национальных проектов
федерального масштаба НП «Демография» и «Здравоохранение», о них
суммарно знают/что-то слышали по 77% и 74% опрошенных
соответственно. В топ-5 вошли также: «Малое и среднее
предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы» (73%), «Образование» (72%) и «Безопасные качественные
дороги» (70%). В меньшей степени осведомлены россияне оказались о
проектах «Платформа университетского технологического
предпринимательства» (21%), «Международная кооперация и экспорт»
(24%) и «Передовые инженерные школы» (30%).
В целом об отдельных направлениях в рамках реализации
нацпроектов россияне осведомлены чуть хуже, чем о нацпроектах в
целом – средний уровень информированности, рассчитанный по 117
замеряемым мероприятиям, в декабре текущего года составил 58% (-5
п.п. к декабрю 2023 г.). Самым узнаваемым из них остается
материнский капитал, с данной мерой государственной поддержки семей
с детьми известно абсолютному большинству наших сограждан
(98%).
Хорошо знакомы опрошенным и такие меры как:
- диспансеризация населения (знают/что-то слышали 90%);
- использование раздела «Здоровье» на портале госуслуг для записи
к врачу, доступа к электронным мед. Документам, получению рецепта и
т.д. (88%);
- раздельный сбор и переработка мусора (88%);
- семейная ипотека (88%);
- льготная ипотека (88%);
- расселение аварийного жилья (87%);
- благоустройство городской среды (87%);
- перевод социально значимых госуслуг в электронную форму
(86%);
- ремонт и строительство дорог (85%).
Направлениями-лидерами по приросту информированности за последний
год стали:
- туристический портал «Путешествуем.рф» (+ 13 п.п. с декабря
2023 г., до 49%);
- система долговременного ухода (+8 п.п., до 37%);
- Обучение школьников и взрослых в области искусственного
интеллекта (+6 п.п. до 65%) и мероприятия программы «Активное
долголетие» (+6 п.п., до 42%).
Курс на развитие
В основном россияне замечали, что в течение последнего года
органы власти стали больше поддерживать значительную часть НП.
Прежде всего речь идет о таких НП как «Развитие цифровой экономики»
и «Развитие отрасли беспилотных летательных аппаратов гражданского
назначения» (по 68%), а также о НП «Развитие внутреннего туризма»
(65%), «Модернизация транспортной инфраструктуры» (60%), «Рост
производства российской продукции» (59%), «Благоустройство
населенных пунктов», «Качество и безопасность дорог» (по 56%),
«Состояние науки» (49%), «Состояние экологии», «Забота о здоровом
образе жизни населения» (по 44%).
Отмечают опрошенные и позитивные перемены, происходящие в ходе
реализации национальных проектов. Наиболее заметными за последний
год стали следующие из них (представлены топ-5, по мере убывания
доли согласившихся с суждением):
- благоустраивается городская среда: появляются новые детские и
спортивные площадки, парки, скверы, набережные (89%);
- выросло количество онлайн-сервисов в сфере госуслуг (88%);
- стало больше производиться российской продукции (79%);
- стало больше понятной информации о местах, которые можно
посетить, и туристических услугах (79%);
- стало больше разнообразных туристических предложений
(78%).