Автомобиль давно перестал быть роскошью и перешел в разряд необходимости. Так как неуклонно растет количество автомобилей на улицах города, следовательно растет и число собственников авто, пользующихся услугами автостоянок.
В консультационный центр обратилась гражданка И. с просьбой оказать ей помощь в составлении искового заявления к собственнику автостоянки. Принадлежащий ей автомобиль «Toyota Rav- 4», находясь на платной стоянке, был поврежден неустановленным лицом. Факт повреждения транспортного средства И. был зафиксирован камерами наблюдения, установленными на территории автостоянки.
В результате оказания некачественных услуг по хранению автотранспортного средства автомобилю был причинен следующий вред: - разбито левое зеркало заднего вида;- повреждения конструкции и лакокрасочного покрытия передней левой, задней левой задней правой двери. Гражданка И. обратилась в независимую экспертную организацию для определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля и величины ущерба. Общая сумма составила более 130 тыс.рублей. После отказа собственника выплатит ущерб, потребитель обратилась в консультационный центр, где было подготовлено исковое заявление. Районный суд решением обязал собственника автостоянки оплатить ремонт автомобиля, возместит убытки по проведению экспертизы, выплатить компенсацию морального вреда в сумме 50 тыс. руб.
В данном случае для потребителя дело закончилось благополучно, но и оно требовало немало усилий, нервов и затрат.
Попытаемся разобраться - как выбрать стоянку, как правильно оформить договор, какую ответственность несет собственник автостоянки.
Оказание услуг платных автостоянок регулируются положениями Гражданского кодекса РФ о договоре хранения, законом РФ "О защите прав потребителей", а также "Правилами оказания услуг автостоянок" утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 №795.
Что необходимо знать потребителю, чтобы временное хранение автомашины было безопасным, и что делать в случае, когда исполнителем причинен вред вашему имуществу в результате ненадлежащего хранения?
I. При кратковременной разовой постановке:
При пользовании стоянкой на срок не более одних суток заключение договора может быть осуществлено путем выдачи потребителю соответствующего документа (сохранной расписки, квитанции и т.п.) с указанием государственного регистрационного знака автомототранспортного средства.
Договор (сохранная расписка, квитанция) составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.
II. При длительном пользовании автостоянкой:
При выборе автостоянки, необходимо обратить внимание на наличие следующей обязательной информации:
- организация - свое фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес);
- индивидуальный предприниматель - сведения о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего органа, ИНН;
- перечень оказываемых основных и дополнительных услуг;
- правила пользования автостоянкой, правила техники безопасности, противопожарные и санитарные правила.
- сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат);
- цены на основные и дополнительные услуги;
- образцы договоров, актов, сохранных расписок и других документов, удостоверяющих прием и выдачу автомототранспортного средства исполнителем и оплату услуг потребителем;
- адрес и номер телефона исполнителя, включая подразделение (уполномоченное лицо), осуществляющее прием претензий;
- режим работы автостоянки.
Указанные сведения, а также информация о режиме работы автостоянки размещаются на вывеске в месте нахождения автостоянки.
Необходимо обратить внимание на то, как оборудована автостоянка (наличие ограды, камер наблюдения, освещенность территории, достаточное количество охранников, как осуществляется въезд на территорию и т.д.).
Важно! Передавать автомобиль для временного хранения необходимо только после заключения договора с исполнителем. Исполнитель обязан заключить с потребителем договор.
Договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
- наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя либо ФИО индивидуального предпринимателя, сведения о его государственной регистрации;
- ФИО, номер телефона и адрес потребителя;
- дата заключения договора, срок хранения автомототранспортного средства;
- цена услуги по хранению автомототранспортного средства, цены дополнительных услуг, оказываемых за плату, а также форма и порядок их оплаты;
- марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, принимаемого на хранение;
- цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
- условия хранения автомототранспортного средства;
- порядок приема и выдачи автомототранспортного средства.
При многократных въездах на автостоянку и выездов с нее, при заключении договора оформляется постоянный пропуск, в котором указываются марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, номер места на автостоянке, срок действия пропуска.
Ответственность исполнителя.
А как поступать в том случае, когда, забирая машину с платной стоянки, вы обнаруживаете царапины или повреждения, которых не было?
В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства, произошедших в процессе хранения его на автостоянке, исполнитель обязан по требованию потребителя составить соответствующий акт, который подписывается потребителем и уполномоченным работником исполнителя. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.
При причинении прямого вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также в случае вреда, причиненного вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации об услуге, потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", статьями 891, 901 Гражданского кодекса.
Для этого потребителю необходимо обратиться к исполнителю с письменным требованием о возмещении вреда. Доказательством вины исполнителя будет служить составленный вышеуказанный акт.
При отказе в удовлетворении требований потребитель вправе обратиться в суд.
Информация подготовлена специалистами
консультационного центра по защите прав потребителей
«ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»
НАШИ КОНТАКТЫ:
г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113
тел.: 8 (395-2) 22-23-88,
г. Иркутск, Пушкина 8, каб. 404
тел.: 8 (395-2) 63-66-22,
е-mail: zpp@sesoirkutsk.ru