Любая техника, которая работает от электричества, боится скачков напряжения. Они могут произойти по ряду причин, большинство из которых происходят не по вине потребителя электрических услуг.
Если электроприборы и бытовая техника повреждены в результате скачка напряжения в электросети, речь идет о некачественном электроснабжении.
В первую очередь при возникновении такой ситуации необходимо определить виновное лицо, которое должно возместить нанесенный ущерб. Таким лицом может быть:
- ресурсоснабжающая организация, если причиной послужили авария или перепад напряжения в электрических сетях;
- организация по обслуживанию многоквартирного дома (УК, УО, ТСЖ) если причиной ущерба являются аварии на внутридомовых электрических сетях, проходящих от границы ответственности с РСО до квартиры пострадавшего (например, отгорел нулевой провод в щитовой дома, при сходе снега с крыши дома поврежден кабель и т.д.);
- третье лицо, если его действия привели к сбою в электрической сети дома (например, сосед, самостоятельно проводивший ремонт и нарушивший правила монтажа или эксплуатации электроустановок, или организация, которая вела работы и повредила кабель).
Как доказать перепад напряжения в сети.
Для того чтобы доказать ущерб, причиненный перепадом напряжения в сети, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
- при обнаружении перепада напряжения в сети нужно уведомить аварийно-диспетчерскую службу поставщика электрической энергии или управляющей компании. Сообщение об отключении света может быть сделано по телефону и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. Факт скачка напряжения ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть зафиксирован в акте о происшедшей перемене напряжения с указанием даты и точного времени. На подстанциях установлено специальное оборудование, которое фиксирует малейший скачок в сети электропередачи. По заявлению обратившихся граждан поставщик электроэнергии обязан выдать подтверждающий документ (справку), если сбой электроэнергии действительно был.
- далее необходимо обратится письменно в управляющую компанию либо в организацию поставщика электрической энергии по вопросу проведения обследования и составления акта о причинении ущерба Вашему имуществу. В акте описывается причиненный ущерб имуществу и обстоятельства, при которых такой ущерб был причинен, а также полный перечень вышедшей из строя бытовой техники. Указанный акт должен быть составлен и подписан не позднее 12 часов с момента Вашего обращения в аварийно-диспетчерскую службу. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается Вам, а второй остается у организации, составившей вышеуказанный акт.
- в случае если управляющая компания или организация поставщика электрической энергии не оспаривают факт перепада напряжения, впоследствии необходимо обратиться в сервисный центр для установления стоимости ремонтно – восстановительных работ. Если техника не подлежит ремонту, то здесь можно подтвердить стоимость чеками о покупке или провести оценку, чтобы установить реальную сумму ущерба, исходя из стоимости «утраченной» техники с учетом износа.
Однако, если управляющая компания или организация поставщика электрической энергии отрицают факт перепада напряжения электроэнергии, необходимо обратиться в независимую экспертную организацию. ВАЖНО! Установить причинно следственную связь между перепадом напряжения и выходом из строя Вашей бытовой техники, а также можно попросить экспертов провести оценочную стоимость ремонта вышедшей из строя техники или посчитать рыночную стоимость в случае полной утраты техники.
На основании собранных документов (справки о перепаде напряжения, акта, заключения и др.) можно требовать с виновного лица возмещения причиненного вреда.
Для этого необходимо направить письменную претензию с требованием возмещения нанесенного ущерба в адрес виновного лица. К претензии приложите копии всех подтверждающих ваши требования, документы.
Если организация ответила Вам отказом или вообще не отреагировала на Ваше обращение в течение 30-дневного срока, следующим шагом становится обращение в суд с исковым заявлением.
Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред его имуществу.
В случае возникновения вопросов, за консультацией можно обращаться по телефону «горячей линии» Единенного консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43.
Информация подготовлена специалистами
консультационного центра по защите прав потребителей
«ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской
области»
НАШИ КОНТАКТЫ:
г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113
тел.: 8 (395-2) 22-23-88,
г. Иркутск, Пушкина 8, каб. 404
тел.: 8 (395-2) 63-66-22,
е-mail: zpp@sesoirkutsk.ru