На протяжении последних лет в России все больше граждан попадаются на уловки мошенников. С развитием технологий мошенничество перешло в онлайн-формат потребления продуктов и услуг. Оставляя свои персональные данные в интернете, мы должны быть готовы к тому, что эта информация окажется в руках злоумышленников, а для них это способ получить данные платежных карт, информацию о проведенных банковских операциях. Из опубликованной статистики ЦБ РФ за 2021 год мошенники, пользуясь доверчивостью граждан, украли у россиян более 13 млрд. руб. При этом клиентам кредитных организаций возвратили только 920,5 млн руб. К наиболее популярным видам мошенничества следует отнести онлайн-банкинг, мобильные приложения, кражи через банкоматы и терминалы, а для проведения большинства из этих схем используются телефонные звонки.
У телефонных мошенников существует множество сценариев для незаконного получения денежных средств у населения. Приведём примеры.
Счет мобильного телефона
Самая простая и распространенная схема мошенничества – сообщение или звонок об ошибочном пополнении баланса мобильного телефона и с просьбой вернуть данные денежные средства владельцу.
Сообщение о попавшем в беду родственнике
Схема рассчитана на эффект внезапности, звонки совершаются чаще всего ночью, мошенники сообщают об автомобильной аварии, наезде на пешехода, драках и любых других происшествиях и просят срочно перевести деньги, чаще всего солидную сумму, на определенный номер или электронный кошелек.
Звонки с подменных номеров
При помощи специальных программ мошенники маскируют номер под официальные номера банков, например, 900 или 9000 для Сбербанка или 1000 для ВТБ. Жертва мошенников, видя знакомый номер, общается с «оператором» банка и сообщает ему необходимую информацию.
Звонки от «службы безопасности банка»
Такие звонки могут поступать как с подменных номеров, так и с обычных. Зачастую, сначала включается «автоинформатор», который сообщает, что, например, в личном кабинете была подана заявка на кредит, или что была попытка изменения телефонного номера. Далее в дело вступает «сотрудник службы безопасности», который в разговоре виртуозно выясняет персональные данные и получает доступ к личному кабинету в банке.
Звонки от «сотрудников» правоохранительных органов или государственных служб
Злоумышленники представляются сотрудниками МВД, которые ведут расследование, сотрудниками Роспотребнадзора или Пенсионного фонда, цель у всех одна – выманить персональную информацию и данные платежных карт.
Существуют также различные сообщения о выигрыше в лотерею, махинации с короткими номерами, телефонные вирусы, и эти схемы регулярно пополняются новыми видами мошенничества.
Особенно часто жертвами злоумышленников становятся люди пожилого возраста. Необходимо проводить разъяснительную работу с вашими родственниками о том, как противостоять мошенникам. Воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- Не торопитесь. Чаще всего злоумышленники стараются надавить на жертв, запутать их, не дать им прийти в себя и начать думать рационально. Сохраняйте спокойствие. Задайте вопросы, на которые может ответить только сотрудник банка, например, о количестве ваших открытых счетов, о количестве денег на них и т.п.
- Если Вам предлагают социальные выплаты – уточните основание. Помните, что большинство выплат имеют заявительный характер, по телефону заявление у вас не примут.
- Никому не сообщайте данные о Вашей карте, код с обратной стороны карты, смс-пароли, данные для входа в интернет-банк, данные из вашего личного кабинета.
- Не перезванивайте на незнакомые номера, звоните только по официальным номерам банков.
- Если Вам позвонили якобы из банка – сбросьте звонок и перезвоните в банк сами. Это же правило можно применить к сообщениям о попавшем в беду родственнике.
- Не переходите по подозрительным ссылкам, которые отправляют звонящие.
- Если потеряли карту – сразу же заблокируйте ее.
- Не храните все деньги на одном счете/карте. Для оплаты покупок в интернете используйте отдельную карту.
- Используйте раздел «Жизненные ситуации. Финансовое мошенничество», реализованный на портале «Госуслуги». Сервис позволяет узнать о правилах финансовой безопасности в онлайн-среде, получить практические советы о том, как противостоять телефонным и кибермошенникам, описывает механизм действия в интернете финансовых пирамид и мошеннических схем на рынке инвестиций.
Учитесь финансовой грамоте, будьте бдительны, и вы не станете жертвами телефонных мошенников!