ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»

На протяжении последних лет в России все больше граждан попадаются на уловки мошенников. С развитием технологий мошенничество перешло в онлайн-формат потребления продуктов и услуг. Оставляя свои персональные данные в интернете, мы должны быть готовы к тому, что эта информация окажется в руках злоумышленников, а для них это способ получить данные платежных карт, информацию о проведенных банковских операциях. Из опубликованной статистики ЦБ РФ за 2021 год мошенники, пользуясь доверчивостью граждан, украли у россиян более 13 млрд. руб. При этом клиентам кредитных организаций возвратили только 920,5 млн руб. К наиболее популярным видам мошенничества следует отнести онлайн-банкинг, мобильные приложения, кражи через банкоматы и терминалы, а для проведения большинства из этих схем используются телефонные звонки.

У телефонных мошенников существует множество сценариев для незаконного получения денежных средств у населения. Приведём примеры.

 

Счет мобильного телефона

Самая простая и распространенная схема мошенничества – сообщение или звонок об ошибочном пополнении баланса мобильного телефона и с просьбой вернуть данные денежные средства владельцу.

 

Сообщение о попавшем в беду родственнике

Схема рассчитана на эффект внезапности, звонки совершаются чаще всего ночью, мошенники сообщают об автомобильной аварии, наезде на пешехода, драках и любых других происшествиях и просят срочно перевести деньги, чаще всего солидную сумму, на определенный номер или электронный кошелек.

 

Звонки с подменных номеров

При помощи специальных программ мошенники маскируют номер под официальные номера банков, например, 900 или 9000 для Сбербанка или 1000 для ВТБ. Жертва мошенников, видя знакомый номер, общается с «оператором» банка и сообщает ему необходимую информацию.

 

Звонки от «службы безопасности банка»

Такие звонки могут поступать как с подменных номеров, так и с обычных. Зачастую, сначала включается «автоинформатор», который сообщает, что, например, в личном кабинете была подана заявка на кредит, или что была попытка изменения телефонного номера. Далее в дело вступает «сотрудник службы безопасности», который в разговоре виртуозно выясняет персональные данные и получает доступ к личному кабинету в банке.

 

Звонки от «сотрудников» правоохранительных органов или государственных служб

Злоумышленники представляются сотрудниками МВД, которые ведут расследование, сотрудниками Роспотребнадзора или Пенсионного фонда, цель у всех одна – выманить персональную информацию и данные платежных карт.

Существуют также различные сообщения о выигрыше в лотерею, махинации с короткими номерами, телефонные вирусы, и эти схемы регулярно пополняются новыми видами мошенничества.

Особенно часто жертвами злоумышленников становятся люди пожилого возраста. Необходимо проводить разъяснительную работу с вашими родственниками о том, как противостоять мошенникам. Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • Не торопитесь. Чаще всего злоумышленники стараются надавить на жертв, запутать их, не дать им прийти в себя и начать думать рационально. Сохраняйте спокойствие. Задайте вопросы, на которые может ответить только сотрудник банка, например, о количестве ваших открытых счетов, о количестве денег на них и т.п.
  • Если Вам предлагают социальные выплаты – уточните основание. Помните, что большинство выплат имеют заявительный характер, по телефону заявление у вас не примут.
  • Никому не сообщайте данные о Вашей карте, код с обратной стороны карты, смс-пароли, данные для входа в интернет-банк, данные из вашего личного кабинета.
  • Не перезванивайте на незнакомые номера, звоните только по официальным номерам банков.
  • Если Вам позвонили якобы из банка – сбросьте звонок и перезвоните в банк сами. Это же правило можно применить к сообщениям о попавшем в беду родственнике.
  • Не переходите по подозрительным ссылкам, которые отправляют звонящие.
  • Если потеряли карту – сразу же заблокируйте ее.
  • Не храните все деньги на одном счете/карте. Для оплаты покупок в интернете используйте отдельную карту.
  • Используйте раздел «Жизненные ситуации. Финансовое мошенничество», реализованный на портале «Госуслуги». Сервис позволяет узнать о правилах финансовой безопасности в онлайн-среде, получить практические советы о том, как противостоять телефонным и кибермошенникам, описывает механизм действия в интернете финансовых пирамид и мошеннических схем на рынке инвестиций.

 

Учитесь финансовой грамоте, будьте бдительны, и вы не станете жертвами телефонных мошенников!

Предупреждение

Вы используете устаревшую версию Internet Explorer из-за чего сайт может работать некорректно Пожалуйста, обновите ваш браузер

Пройти опрос от учебного центра "Мои Документы"
Мы используем файлы cookie для вашего удобства пользования сайтом и повышения качества рекомендаций Подробнее