ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Нарушение сроков оказания услуги, выполнения работ является одной из наиболее распространенных проблем в сфере защиты прав потребителей.

Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться календарной датой (периодом времени), к которой должно быть закончено выполнение работы, или к которой исполнитель обязан начать выполнение работы. Например, «Договор должен быть исполнен не позднее 31.12.21 г.» или «Исполнитель обязан исполнить работу в течение 2 месяцев (60 дней) со дня подписания договора».

При нарушении сроков выполнения работ потребитель вправе потребовать выплату неустойки (пени).

В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой признается определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнении. Она определяется в процентном отношении к основному обязательству. В отличие от всех остальных видов компенсации вреда, неустойка может быть взыскана, как в судебном порядке, так и в претензионном, но в последнем случае данное   требование потребителя редко удовлетворяется исполнителем.  

Период неисполнения или просрочки исполнения договорного обязательства обычно определяется в днях и начинает течь с того дня, который следует за днём, в который обязательство должно было быть исполнено.

 

Вопрос: В договоре на изготовление мебели в случае нарушения сроков прописан размер неустойки 1%.  Правомерно ли это?

Ответ: Неправомерно! Согласно статьи 28 Закона «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена не определена, то от общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Включение в договор условия о размере неустойки менее 3 % от стоимости работ (общей цены договора) не допустимо и является условием, ущемляющее права потребителя, и признается недействительным в силу действий статьи 16 вышеуказанного закона.

 

Вопрос. Как считать неустойку за нарушение сроков, если в договоре не выделена стоимость работ, а указана общая цена?

Ответ: Данный вопрос лучше разобрать на примерах.

Пример 1: Заключен договор на общую сумму 120 тыс. руб. (100 тыс. руб. – стоимость материалов, 20 тыс. руб. стоимость работ). Просрочка составила 30 дней.

Неустойка: 20 тыс. руб. (стоимость работ) *30 (дней просрочки) *3% = 18 тыс. руб.

Пример 2: Заключен договор на общую сумму 45 тыс. руб. (сумма работ не выделена). Просрочка составила 15 дней.

Неустойка: 45 тыс. руб. (стоимость договора) *15 (дней просрочки) *3% = 20 250 руб.

Пример 3: Заключен договор по установке дверей на общую сумму 50 тыс. руб. (Цена работ - 10 тыс. руб., но каждая работа оценена отдельно. В частности – установка об налички – 3 тыс. руб.  Произошла задержка с доставкой материала, обналичу пообещали установить позже), просрочка именно по данному виду работ составила 32 дня.

Неустойка: 3 тыс. руб. (цена отдельного вида работ *32 (дней просрочки) *3% = 2880 руб.  

 

Вопрос. Могу ли я требовать неустойку, если она больше стоимость договора?

Ответ: Согласно статьи 28 Закона «О защите прав потребителей» сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором.

 

Пример: Заключен договор на общую сумму 87 тыс. руб. Просрочка составила 90 дней.

Неустойка: 87 тыс. руб. (общая цена договора) *95 (дней просрочки) *3% = 247 950 руб., но сумма неустойки уменьшается до размера 87 тыс.руб., так как не может превышать общую сумму по договору.

 

Однако, стоит помнить, что требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работ произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

 

Информация подготовлена специалистами

консультационного центра по защите прав потребителей с использованием СПС Консультант плюс.

Предупреждение

Вы используете устаревшую версию Internet Explorer из-за чего сайт может работать некорректно Пожалуйста, обновите ваш браузер

Пройти опрос от учебного центра "Мои Документы"
Мы используем файлы cookie для вашего удобства пользования сайтом и повышения качества рекомендаций Подробнее