В настоящее время все чаще на слуху, в средствах массовой информации, на телевидении появляется термин «маркировка товара».
Актуальность данной темы заключается в том, что современный потребительский рынок связан, прежде всего, с выбором товара. И именно маркировка товара может помочь конечному потребителю сделать правильный выбор в сторону качественного товара на основании доступа к полной информации о нем.
Согласно российскому законодательству данная информация должна быть представлена покупателю продавцом или производителем. Именно поэтому для потребителя первостепенное значение имеет именно маркировка, являющаяся носителем информации и зачастую определяющая качество товара. Значимость маркировки отмечается еще и тем, что она содержит информацию не только о товаре, но и сопутствующих действиях (утилизация упаковки, уход за товаром и т.д.).
Таким образом, государство, внедряя различные системы маркировки, преследует две цели.
Первая цель – это борьба с подделками, с контрафакцией продукции. Те, кто подделывает товар, не покупают лицензию и не платят налоги. Соответственно, они не проходят проверки и не контролируются ни в производстве, ни в качестве сырья. Это значит, что государство не знает ничего про производителей этого контрафакта и не может контролировать качество. В итоге покупатель тратит деньги на поддельный и, чаще всего, некачественный товар.
Теперь по марке, нанесенной на товар можно будет узнать всю его историю – с момента его изготовления и до того, как он попал потребителю в руки. На каждом этапе эти данные передаются в информационную систему. Поэтому считается, что больше всех от обязательной маркировки выиграет потребитель – он будет защищен от некачественной нелегальной продукции, в свою очередь цены могут даже снизиться в связи с расширением рынка сбыта для легальных поставщиков и производителей.
Вторая цель государства – прозрачность всех производственных и торговых операций для налогообложения. Государство сможет проследить все: кто, кому, когда, что и за сколько продал. Ничего скрыть больше не получится, «нарисованные» накладные на товар и счета-фактуры будут бесполезны. Только реальные документы на реальные товары.
В России, по состоянию на конец 2019 года, уже действуют несколько систем маркировки.
Крупнейшей системой маркировки является «Честный знак» (товары лёгкой промышленности, шубы, обувь, табак, лекарства, молочная продукция, шины и ряд других товарных групп; с 2024 года — все товарные группы).
Среди прочих работающих систем можно назвать такие как:
- Единая государственная автоматизированная информационная система (далее ЕГАИС), предназначенная для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней.
- ЕГАИС «Маркировка», предназначенная для учёта оборота продукции, изготовленной из натурального меха.
- ФГИС «Меркурий» (Федеральная государственная информационная система «Меркурий») — автоматизированная система для электронной сертификации грузов, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль на территории РФ
- Система голографической маркировки цифровой аудивизуальной продукции.
Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» определено, какие товары подлежат обязательной маркировке в 2020 году. В список входят сигареты, обувь, парфюмерия, шины, некоторые виды одежды и белья, фотооборудование.
К 2024 году планируется внедрить обязательное нанесение маркировки на всю потребительскую продукцию, а систему прослеживания сделать единой для России и Евразийский Экономический Союз.
Все коды зашифрованы и подделать их невозможно. Повторно использовать один и тот же код тоже не получится: процедура маркировки товаров в 2020 году гарантирует, что при списании товара или продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота.
Как только код выпущен, государство начинает отслеживать по нему все, что происходит с товаром. Сведения о производстве, импорте, перемещениях, продажах и любых других операциях попадают в информационную систему маркировки.
Последний этап жизненного цикла кода — продажа товара покупателю. Обязательная маркировка товаров в 2020 году основана на использовании онлайн-касс. О продаже сообщает в систему не сам магазин, а оператор фискальных данных (ОФД), который выступает посредником между пользователем кассы и налоговой службой. Это тоже ступень защиты от подделки.
Итак, маркировка товара полезна как для органов государственной статистики (государство сможет, наконец, увидеть реальное положение дел в экономике страны, следя за оборотом товаров и покупательской способностью населения), так и непосредственно для конечного потребителя. Наиболее вероятно, что дешевых некачественных товаров в магазинах и на рынках все-таки будет становиться меньше.
Таким образом, государство со своей стороны, обеспечивает потребителя реальной возможностью делать правильный и качественный выбор товаров. Приобретение продукции у добросовестных (легальных) продавцов влечет за собой гарантию защиты его прав.
Итак, теперь дело остается только за потребителем, ведь именно от него, его осознанного выбора и активной жизненной позиции, зависит и качество его жизни в целом.
Материал подготовлен с использованием
информации с сайта www.wikipedia.ru