Конфликты потребителей с представителем финансовых услуг сегодня не редкость. По материалам государственного доклада «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2018 году» в службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за консультацией обратилось 17 697 потребителей финансовых услуг, в том числе в 1 741 случаях необходимо было готовить документ (заявление, претензию, иск), что составляет 10 % от числа обращений. Таким образом каждому десятому обратившемуся исполнитель финансовых услуг не удовлетворил требования в добровольном порядке.
Потребителям, чтобы избежать негативных последствий при решении споров с исполнителями услуг, необходимо знать о том, какие финансовые услуги предоставляются гражданам, куда обращаться при ненадлежащем их оказании и обязателен ли при этом претензионный, досудебный порядок урегулирования спора.
Ранее, когда стороны не могли договориться, возникший спор разрешался в суде. Но не так давно принятый ФЗ N 123 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон Об уполномоченном) внес свои коррективы в урегулирование споров между потребителями и исполнителями финансовых услуг разграничив понятия претензионный и досудебный порядок и сделав их обязательными, хотя ранее эти понятия применялись одновременно, как идентичные. Данный факт подтверждается внесением изменений в ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» которая установила особый порядок защиты прав потребителей финансовых услуг, предусматривающий обязательный претензионный порядок (п. 1 ст. 16 Закона об Уполномоченном).
Финансовые услуги, по которым потребитель должен решать спорный вопрос через институт уполномоченного:
- страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) с 1.06.2019 года;
- иные страховые организации с 28.11.2019 года;
- микрофинансовые организации с 2020 года;
- финансовые организации (кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды) с 2021 года.
Обязательный претензионный и досудебный порядок пока не начал действовать только для последней категории услуг и по ним потребители еще в течение 2020 года будут решать споры в суде. Во всех остальных случаях в суд потребитель сможет обратиться уже только с целью обжалования решения финансового уполномоченного.
Теперь для потребителей финансовых услуг необходим обязательный претензионный и досудебный порядок. И несмотря на то, что все спорные ситуации до суда рассматривает финансовый уполномоченный, при обжаловании его решения потребитель вправе взыскать моральный вред, неустойку и другие санкции, предусмотренные Законом, лишь в случаях неудовлетворения законных требований потребителя в добровольном порядке.
Материал подготовлен с помощью системы "Консультант Плюс"
специалистами центра гигиены и эпидемиологии в Иркутской области