С 1 июня 2019 года, на основании Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" от 04.06.2018 N 123-ФЗ, для страховых организаций, занимающихся ОСАГО, ДСАГО и КАСКО стало обязательным взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (финансовым омбудсменом), а потребителя указанных финансовых услуг могут направлять обращение для защиты своих прав финансовому уполномоченному.
Финансовый уполномоченный теперь рассматривает обращения, связанные с имущественными претензиями гражданина к страховой компании при нарушении ею обязательств по страховому возмещению по договорам ОСАГО, ДСАГО и КАСКО (вне зависимости от суммы), а так же иные претензии, где размер требований не превышает 500 тыс.рублей.
Но это ещё не все законодательные изменения в законе:
- с 28 ноября 2019 года потребитель финансовых услуг должен будет направлять обращение финансовому уполномоченному в отношении всех страховых организаций (кроме организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование);
- с 1 января 2020 года у потребителя появится право направлять обращение финансовому уполномоченному в отношении всех микрофинансовых организаций;
- с 1 января 2021 года – в отношении всех кредитных организаций, кредитных потребительских кооперативов, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов.
Если финансовая организация включена в Реестр финансовых организаций, то потребитель вправе заявить требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.
Реестр финансовых организаций, обязанных взаимодействовать с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг размещен на официальном сайте финансового уполномоченного: finombudsman.ru, а также на сайте Центрального банка РФ http://www.cbr.ru/finmarket/registries/#a_72070
Если финансовой организации нет в Реестре, то потребителю необходимо обратиться в суд без направления обращения финансовому уполномоченному.
Перед тем, как обратиться к финансовому уполномоченному, потребитель должен направить претензию в финансовую организацию. В случае, если потребитель не получил ответ на претензию или полученный ответ его не устроил, потребитель направляет обращение финансовому уполномоченному одним из следующих способов:
- в письменной форме по адресу фин.уполномоченного: 119017, г.Москва, Старомонетный пер., д.3;
- в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте фин.уполномоченного: finombudsman.ru.
Принятие и рассмотрение финансовым уполномоченным обращений потребителей финансовых услуг осуществляется бесплатно.
Решение, принятое финансовым омбудсменом, подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в указанный в решении срок. Если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение фин.уполномоченного, суд на основании заявления потребителя взыскивает в пользу потребителя штраф 50% от суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению по решению фин.уполномоченного. Неисполненное фин.организацией решение передается судебному приставу-исполнителю для исполнения в принудительном порядке.
Телефон контакт-центра по вопросам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг: 8 (800) 200-00-10 (звонок по России бесплатный).
Материал подготовлен с использованием СПС Консультант Плюс,
сайтов finombudsman.ru и cbr.ru.
специалистами консультационного центра
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области"