ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»

С началом нового учебного года, возрастает количество студентов и абитуриентов, и у возникает вопрос о  необходимости снять в аренду жилое помещение для дальнейшего в нем проживания.

 

Однако, не у всех граждан получается найти квартиру в аренду, без «приключений». За последнюю неделею, в отделение по защите прав потребителей – консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» участились случаи обращения граждан с одной и той же проблемой, ими были оплачены услуги по подбору жилья, но услуга оказана некачественно, а денежные средства вернуть не представляется возможным.

 

С недавних пор на рынке услуг по аренде жилья, действуют некие «агентства недвижимости» которые оказывают услуги по поиску и подбору жилых помещений сдаваемых в аренду. Однако при более детальном изучении условий договора с таким агентством, становится очевидно, что услуги оказываемые такими агентствами не направлены на оказание вам помощи в поиске жилого помещения, как это обычно понимается потребителем. Далее, более подробно мы рассмотрим что же все таки за услуги оказывают такие агентства, а также постараемся разъяснить все возможные обстоятельства, для того чтобы Вы сами сделали выводы о необходимости заключения договоров с такими агентствами.

 

Начать, пожалуй, стоит с того, каким именно образом вы можете столкнуться с агентствами, оказывающими услуги информационно – абонентского обслуживания. Зачастую, искать квартиры, сдаваемые в наем, граждане привыкли на таких сайтах как «Авито», «Юла», «Домофонд» и такие же подобные ресурсы, где собственники жилых помещения выкладывают свои объявления, о сдаче в аренду жилья. С данных ресурсов мы и начнем свое знакомства с деятельностью подобных организаций. В большинстве случаев, объявления на подобных сайтах не соответствуют действительности, и цены указанные в таких объявлениях ниже реально существующих в вашем городе на 30% - 40%.

 

Разберем на примере подобный случай, вы обратили свое внимание на объявление, в котором указанно, что в аренду сдается 1 – комнатная квартира, в центре города, расположенная вблизи БГУЭП, на 3 этаже 4 – х этажного дома, со свежим ремонтом, также в квартире имеется все необходимое для комфортного проживания, а именно кухонный гарнитур, стиральная машинка, варочная панель, духовой шкаф, холодильник, 2 кровати, подведен интернет, и стоимость коммунальных услуг уже включена в арендую плату, которая составляет всего 12 000 (двенадцать тысяч) рублей в месяц. Заманчиво не правда ли, например для студента снять квартиру в шаговой доступности с учебным заведение, платить всего 12 тысяч, в которые все включено, да еще и заехать в квартиру, после ремонта в которой еще ни кто не проживал. И так звоним, и слышим ряд наводящих вопросов, которые нам задаются якобы, от имени собственника жилого помещения, например, сколько человек будет проживать, возраст, примерный срок аренды, далее обязательно следует вопрос о том, когда именно Вы хотите заехать, и естественно у Вас возникает желание договорится о встрече, для просмотра « чудо – квартиры». В момент когда Вы выражаете свое желание о встрече, Вам сообщают, что это агентство недвижимости действующее от имени и по поручению собственника данного жилого помещения, и Вам необходимо подойти к ним в офис, для уточнения времени встречи, для просмотра понравившегося варианта, обязательно пообещав вам подобрать еще 2 – 3 подобных варианта, и что в их базе данных более 10 000 вариантов от собственников в Вашем городе.

 

Придя в назначенное время в офис такого агентства, вас встречают практически хлебом и солью. Предоставляя уже заранее подобранные варианты подходящие Вашим требованиям к жилому помещению, сообщая, что для просмотра всех этих вариантов, необходимо оплатить агентству за услуги сумму от 3 до 6 тысяч рублей. При вас якобы уже созваниваются с собственниками и назначают время встречи для просмотра квартиры. Вот тут то потребитель, потеряв бдительность, понимает, что заветная квартира находится буквально уже у него в руках, подписывает договор, даже не взглянув на его условия, и какие именно услуги он получит, уплатив денежные средства.

 

 Выйдя из офиса, потребитель направляется по указанному адресу, для встречи с собственником, в назначенное время, в назначенном месте, ведь за него уже заранее договорился сотрудник агентства. Однако на телефонный номер собственника либо не возможно дозвонится, либо он не отвечает, либо сообщает, что квартира сдана только что, и ему очень жаль.

 

Далее потребитель обнаруживает у себя в телефоне 5 – 10 смс сообщения, с координатами собственников жилья. Обзвонив пару, тройку присланных на номер потребителя вариантов, Вы понимаете, что дело тут не чисто, поскольку жилые помещения либо уже сданы, либо давно не сдаются, либо проданы, либо цена не соответствует Вашему запросу.

 

Оказавшись в такой ситуации, потребитель получает «холодный душ», придя в себя, начинает понимать, что неплохо было бы прочитать условия договора, за который он оплатит денежные средства.

 

Вот тут мы и подходим к самому интересному моменту, в деятельности данных «агентств недвижимости» а именно, к договору информационно – абонентского обслуживания, что же это такое и какие обязательства несет перед потребителями агентство, попробуем разобраться ниже.

 

Исходя из типового договора на информационно – абонентское обслуживание «абонент обращается с заявкой к оператору о получении от оператора информации в виде смс – рассылки связанной с передачей в арендное пользование жилых помещений на территории субъектов РФ, указанных абонентом. Абонент обязуется оплатить оказанные «услуги», то есть, заключая такой договор, вы всего лишь получаете смс с имеющимися в базе агентства вариантами жилых помещений передаваемых в наем. Сразу стоит отметить, что данная база пополняется агентством отнюдь не ежедневно, а зачастую и не пополнятся вовсе, то есть, может быть сформирована несколько лет назад, и актуальность данных вариантов под большим вопросом.

 

Далее недовольный потребитель идет в офис, где заключал договор, и требует вернуть денежные средства, поскольку его обманули, ввели в заблуждение, или например утверждает о мошеннических действиях со стороны агентства, и требуют вернуть денежные средства, оставляя свои заявления (претензии) на рассмотрение.

 

При отказе от договора информационно – абонентского обслуживания, возникает ряд затруднений связанный с возвратом денежных средств, поскольку исходя из условий договора, можно говорить о том, что услуга оказана, если потребителю предоставлены в момент заключения договора варианта жилья, или по средствам смс сообщений присланы 5 – 10 смс с координатами собственников жилья, несмотря на то, что жилье  допустим уже сдано, или их оплата превышает озвученную потребителем сумму ежемесячного платежа.

 

В таком случае, если давать правовую оценку действиям агентства, то его действия не ущемляют права потребителей, поскольку обязанностью агентства является информирование потребителя по средствам смс рассылки, о сдающихся в наем жилых помещениях. Требовать вернуть всю сумму денежных средств потребитель не вправе, если только не докажет, что данная услуга была оказана ему некачественно, что очень затруднительно, поскольку как правило такие договоры не содержат конкретных индивидуальных требований к передаваемому в аренду жилью.

 

Стоит отметить, что все же вернуть деньги можно, но лишь какую – то часть, оплатив фактически понесенные расходы исполнителю, на основании ст. 32 Закона № 2300 – 1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей».

 

Исходя из условий данной нормы закона, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. При этом исполнитель обязан подтвердить свои фактически понесенные расходы.

 

Подводя итоги, всему вышесказанному, советуем не заключать договоры информационно – абонентского обслуживания, но в случае, если вы все же решились на заключение подобного договора, хотим дать несколько ценных советов:

- Обращайте свое внимание на включение в договор требований к передаваемому в наем жилью, просите указать либо в отдельном приложении к договору, либо пропишите где то на страницах самого договора, о месте нахождения жилого помещения, количестве комнат, необходимом для Вас оборудовании (холодильник, печка и т.д.), размере ежемесячной арендной платы;

- Если данный договор все же Вами уже заключен, то добиваться его полного исполнения, а именно требовать исполнения взятых на себя обязательств, количество смс сообщений ограничено чаще всего 100 вариантами, поэтому требуйте предоставить Вам 100 вариантов жилья, обязательно подходящих по Вашим параметрам;

- Самостоятельно исследуйте ранок жилья;

- Перед тем, как заключать подобные договора, или иные договоры на оказание услуг, не ленитесь, обратитесь за консультативной помощью к специалистам отделения по защите прав потребителей;

ПОМНИТЕ, ПРЕДУПРЕЖОН – ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН!!!

 

 

 

 Отделение по защите прав потребителей –

консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»

Адрес: г. Иркутск, ул. Трилиссера, 51, каб. 113

Тел.: 8 (3952) 22-23-88

 

Предупреждение

Вы используете устаревшую версию Internet Explorer из-за чего сайт может работать некорректно Пожалуйста, обновите ваш браузер

Пройти опрос от учебного центра "Мои Документы"
Мы используем файлы cookie для вашего удобства пользования сайтом и повышения качества рекомендаций Подробнее