Как не попасться в руки мошенников при приобретении товаров, работ, услуг через интернет
Все большую популярность приобретает заказ товаров, работ, услуг через сеть «Интернет». Это удобно, быстро, легко и самое главное дешево. С популярностью таких услуг растет и количество жалоб потребителей на их качество. К сожалению риск стать жертвой мошенников велик, да и сам потребитель впоследствии не знает куда, к кому и каким образом предъявить свои требования. На что обратить внимание при заказе товаров, работ услуг через интернет? Как не стать жертвой мошенников? Чтобы не стать жертвой интернет – мошенников нужно соблюдать следующие правила:
1) Обратите внимание на оформление сайта, разделов. На главной странице сайта Вы увидите разделы «О Нас», «О компании», «Адреса и телефоны» и т.п. Как правило, компания нацелена на плодотворное сотрудничество с клиентами, учет пожеланий и интересов клиента. К тому же, сотрудники помогут Вам с размером, цветом в выборе вещей либо помогут Вам оформить заказ в соответствии со спецификой предлагаемых работ, услуг.
Если же онлайн – магазин не предоставляет таких данных, в случае нарушений Ваших прав Вы не будете знать куда и кому предъявить свои требования.
2) В разделах «Контактная информация» должны быть указаны реквизиты: ОНН, КПП, ОГРН, ФИО и адресом местонахождения, если владельцем является индивидуальный предприниматель. Зная ОГРН организации или ФИО, вы сможете проверить наличие регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Сделать это можно на сайте egrul.nalog.ru.
3) Осведомленность консультантов. У каждой услуги или работы есть своя специфика. Например, заказывая шторы, вам должны рассказать об особенностях пошива того или иного вида ткани. Если Вы понимаете, что консультант теряется, не может ответить на Ваши вопросы, скорее всего такой фирмы и нет вовсе.
3) Обратите внимание на способы оплаты. Как правило, они указаны в разделе «Способы оплаты», «Виды оплаты» и т.п. Их должно быть несколько, чтобы вы смогли выбрать наиболее приемлемый и удобный для Вас способ оплаты. Перевод на расчетный счет в банке является приоритетным, такая коммерческая операция абсолютно законна и дает возможность удостовериться в надежности и серьезности организации. Распространенный же способ оплаты на банковскую карту может заключать в себе немалые риски. Не исключено, что карта открыта на подставное лицо, а магазин исчезнет из Сети сразу же после «сбора» средств.
4) схема проезда или маршрута. Как правило, интернет – магазины с хорошей репутацией указывают не только адрес магазина, но и номер офиса. Также они предлагают схему проезда или маршрута. Консультанты тоже должны обладать такой информацией.
5) отзывы покупателей. Ознакомиться с отзывами нужно не только на сайте компании, но и на интернет - форумах.
ВАЖНО!!! Если вы встретили среди множества положительных несколько негативных отзывов, не нужно сразу ставить крест на сотрудничестве с организацией. Угодить всем невозможно, а хорошие комментарии клиенты оставляют гораздо реже. Другой вопрос, если количество отрицательных отзывов зашкаливает все мыслимые нормы - здесь уже вывод понятен: лучше воздержаться от покупки товара в таком интернет – магазине.
ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ
В консультационный центр периодически поступают обращения граждан, связанные с нарушением прав потребителей при приобретении товаров и заказе услуг через интернет. Большинство обращений касаются обмана потребителей при покупке товаров дистанционным способом.
Собираясь приобрести тот или иной товар в интернет-магазине особое внимание необходимо уделить информации о продавце и об условиях покупки.
Зачастую, обман потребителей происходит после оформления заказа и внесения предоплаты, так как телефон интернет-магазина перестает отвечать. Все возможные попытки узнать судьбу заказа остаются безуспешны.
В некоторых случаях, обман при покупке товаров дистанционным способом происходит при получении заказанных товаров наложенным платежом, так как согласно правилам работы с почтовыми отправлениями, потребитель получает на руки запакованную посылку только после оплаты. Вскрывать посылку можно только после ее передачи в руки потребителя.
Кроме того, обман потребителей, нередко связан, с доставкой бракованного товара или товара с механическими повреждениями; не соответствием товаров описанию; приобретением товара на неофициальном сайте (сайте-призраке).
Нередко потребителей вводят в заблуждение размещая на сайте интернет-магазина продукцию по цене иной, чем предложено при покупке.
Бывают случаи, когда продавец в ультимативной форме требует выкупить товар, однако, такое требование не основано на законе. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи - в течение семи дней. Для этого потребителю необходимо обратиться в адрес продавца с письменной претензией с указанием своего отказа от исполнения договора купли-продажи, сделав ссылку на ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Указывать причину возврата нет необходимости.
Единственное, что вправе требовать продавец, это внесения платы за доставку товара и только в случае если информация о том, что доставка платная (а также стоимость доставки) была предоставлена потребителю, например, на сайте продавца.
Помните, приобретая товары через социальные сети, в большинстве своем Вы заключаете сделку с физическим лицом, что в разы сокращает Вашу возможность на возврат денежных средств в случае приобретения некачественного товара, а также обмана со стороны продавца (мошенничества).
В большинстве случаев, обман потребителей происходит, когда при покупке товара через интернет отсутствует информация о продавце (например, кроме названия интернет-магазина о продавце на сайте больше ничего не сказано), соответственно, потребитель, не имеет возможности обратиться к продавцу с претензией. Помните, если на интернет сайте – нет информации о том, кто продает товар – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, нет контактной информации, юридического (почтового) адреса продавца, необходимо отказаться от покупки на таком сайте. Стоит также ознакомиться с отзывами покупателей, узнать насколько хорошо продавец зарекомендовал себя прежде чем внести предоплату.