Отношения, возникающие между перевозчиками и пассажирами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования, их права, обязанности и ответственность регулируются Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 г. №18-ФЗ (далее Устав железнодорожного транспорта).
Вопрос, связанный с правом потребителя отказаться от исполнения договора на оказание транспортных услуг решается по-своему в зависимости от вида транспорта.
Порядок возврата стоимости железнодорожных билетов зависит, в частности, от того, на какой поезд приобретен билет: поезд дальнего следования или поезд пригородного сообщения.
Право потребителя на возврат билета на поезда дальнего следования (ст.83 Устава железнодорожного транспорта)
При возврате в железнодорожную билетную кассу неиспользованного билета на поезд дальнего следования пассажир имеет право:
- на возврат стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты, платы за сервисное обслуживание (при наличии) и иных платежей - в случае возврата билета не позднее чем за 8 часов до отправления поезда;
- на возврат стоимости билета и 50% стоимости плацкарты, платы за сервисное обслуживание (при наличии) и иных платежей - в случае возврата билета менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда;
- на возврат стоимости билета (стоимость плацкарты не возвращается), платы за сервисное обслуживание (при наличии) и иных платежей - в случае возврата билета менее чем за 2 часа до отправления поезда.
Внимание! Сбор за резервирование мест в поездах дальнего следования не возвращается.
Для возврата денег за неиспользованный билет необходимо предъявить удостоверяющий личность пассажира документ, номер которого указан в билете. Возврат денег за неиспользованный билет, приобретенный со скидкой, производится исходя из средств, уплаченных за проезд.
Право потребителя на возврат билета на поезд пригородного сообщения
В отличие от пассажира в поездах дальнего следования пассажир в поезде пригородного сообщения имеет право на возврат неиспользованного билета и получение полной стоимости проезда не во всех случаях отказа от поездки, а лишь в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на 1 час.
Бывают случаи, когда перевозчик не может предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) тогда перевозчик обязан предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. В случае, если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда.
Не менее важный вопрос для потребителей услуг железнодорожного транспорта возможность предъявить какое-либо требование перевозчику за опоздание поезда в пункт назначения.
За задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств. Пассажир вправе потребовать возмещения иных причиненных ему убытков.
Информация подготовлена с использованием СПС: Консультант Плюс.
Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Иркутской области»
8(3952) 22-23-88