В преддверии летних каникул, самый актуальный вопрос для родителей — организация детского отдыха, в том числе, в оздоровительных лагерях.
В соответствии с п.1 ст.7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 № 2300-1 (далее – Закон о защите прав потребителей) потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни и здоровья ребенка. Требования, обеспечивающие безопасность услуг, устанавливаются законами и являются обязательными для исполнения.
Услуги организации отдыха детей в летнем оздоровительном лагере регулируются законодательством о защите прав потребителей, а значит, родители ребенка и сам ребенок являются потребителями соответствующих услуг: родители - как лица, приобретающие или имеющие намерение приобрести услуги, дети - как лица, пользующиеся услугами. Летний оздоровительный лагерь оказывает ребенку комплекс услуг (размещение, проживание, питание, организация досуга, занятия физкультурой и спортом и т.п.), включенных в стоимость путевки, а значит, является исполнителем данной услуги.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана:
- создавать безопасные условия пребывания, присмотра и ухода за детьми, организации их питания, перевозки к местам отдыха и обратно, в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями и нормами;
- обеспечивать соответствие квалификации работников организации отдыха детей и их оздоровления соответствующим профессиональным стандартам или квалификационным требованиям в соответствии.
При выборе детского лагеря для своего ребенка родители имеют право на получение информации о лагере и предоставляемых им услугах, которая в обязательном порядке должна быть доведена до заказчика услуг, в частности:
1. О стоимости путевки и условиях приобретения услуг (в т.ч. о стоимости дополнительных услуг, о порядке оплаты).
2. О правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг (в т.ч. о правилах внутреннего распорядка, о правилах посещения детей родителями в период пребывания в лагере и т.д.).
3. Об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) исполнителя.
4. Сведения о номере лицензии и сроках ее действия, а также информация об органе, выдавшем лицензию (на медицинскую деятельность действующего в лагере медицинского кабинета; на образовательную деятельность при осуществлении образовательной деятельности).
5. О порядке доставки и отправки детей, об условиях размещения и проживания и иные сведения, характеризующие объем и номенклатуру услуг по путевке.
К сожалению, случаи причинения вреда здоровью ребенка (травма, отравление и др.) во время его пребывания в детском оздоровительном лагере не редкость.
Если на территории лагеря, в котором отдыхал ребенок, причинен вред его здоровью (травма, отравление и др.) вследствие отсутствия надлежащего присмотра за детьми, организации досуга и отдыха детей с нарушением правил безопасности и/или вследствие иного рода ненадлежащего оказания лагерем услуг, то на данную организацию, согласно ст.1095 Гражданского Кодекса РФ и ст. 14 Закона О защите прав потребителей, возлагается ответственность из причинения вреда вследствие недостатков услуг.
Важно отметить, что право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие оказания некачественной услуги (работы), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.
Статьей 1087 Гражданского кодекса РФ также установлено, что в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.
Помимо этого, ст. 29 Закона установлено право потребителя в случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
Как действовать родителям, если ребенку был причинен вред?
Во - первых, необходимо убедиться, что вред причинен не вследствие непреодолимой силы или нарушения ребенком установленных правил.
Во - вторых, собрать доказательства причинения вреда вследствие оказания услуги ненадлежащего качества или не соответствующей установленным требованиям (медицинские справки, выписки и т.п.), а также документальное подтверждение понесенных расходов и убытков.
Далее следует обратиться с письменной претензией в адрес организации (лагеря). В претензии необходимо указать, какой вред причинен и сформулировать свои требования. Претензию с приложениями необходимо вручить лично под роспись, либо направить заказным письмом с уведомлением и описью вложения. В претензии также необходимо установить разумный срок для выполнения заявленных требований.
В случае отсутствия ответа на претензию, либо невыполнения заявленных требований в полном объеме, следует обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
Информация подготовлена юрисконсультом филиала
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Иркутской области»
г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района